ТОП-10 интересных фактов о растениях в картинках.
Растения всегда присутствуют в нашей жизни, даже если дома не растет ни былинки. Они растут на улицах, пробиваясь даже через асфальт, дают нам тень и очищают воздух. Цветы – всегда желанный подарок для дамы, а овощной гарнир к мясному блюду – прямой путь к сердцу кавалера. Так что Царство растений тоже умеет удивлять.
1. Тыква-горлянка – вырасти сервиз на грядке.
И это не шутка, лагендария обыкновенная, известная как тыква-горлянка или калабас, произрастает в Африке, Азии, Южной Америке, в субтропических зонах. Это невероятно полезное в хозяйстве растение, из его зрелых крупных плодов делают бутылки для хранения жидкостей, из маленьких изготавливают стаканчики для употребления этой жидкости. Один большой плод и шесть маленьких – готовый сервиз для подачи на стол. Такие чашки с узорами называют калебасами, это традиционная посуда для чая мате. Еще плоды идут на музыкальные инструменты, из них делают котеку для мужского населения. Неспелые плоды используют для салатов, делают масло, а семечки – глистогонный препарат.
2. Аморфофаллус – вонючий великан.
Аморфофаллус титанический – один из крупнейших цветов нашей планеты, распустившийся бутон вырастает до 2,5 метров, его ширина достигает 1,5 метров. Это растение субтропиков, произрастающее в Африке, Австралии и странах Азии. Не все виды Аморфофаллуса достигают гигантский размеров, встречаются и миниатюрные цветы. Часть видов считается эндемиками, примечательно, что цветы любят известняковую почву и растут в сорных местах. Аморфофаллусом титаническим лучше любоваться издалека, не касаясь растения, иначе он издает жуткий трупный аромат. Несмотря на эту особенность, корни используют в японской кухне, из них делают тофу и супы.
3. Виктория амазонская – самая крупная кувшинка.
Эффектное растение с огромными зеленными листьями обнаружили еще в XIX веке в водах Амазонки. Сейчас самая гигантская кувшинка царит в крупных оранжереях. В природе она выбирает реки с умеренным течением – бразильскую и боливийскую акваторию Амазонки, и реки Гайаны в одноименном государстве. Любоваться ее ароматными цветами можно только два-три дня в году. Белоснежный цветок (до 60 лепестков) вечером появляется из воды и прячется с наступлением утра. Опять выныривают после обеда, приобретая розовый оттенок. Ее листья имеют диаметр до 2 метров и способны удерживать вес до 30 кг, отдельные экземпляры держали и 50 кг.
4. Диффенбахия – химическая лаборатория на подоконнике.
Любители комнатных цветов ломают копья на форумах и в социальных сетях. Причиной стал привычный комнатный цветок диффенбахия. Это тропическое чудо вот уже полтора века можно увидеть дома у хозяек и в солидных офисах. Противники растения опасаются его невероятной токсичности. Оно действительно ядовито, сок вызывает ожоги и поражения кожи, слизистых поверхностей. Но имеет и положительную сторону – эта живая лаборатория умеет вытягивать из воздуха вредные вещества, выполняя функцию фильтра.
5. Ель новогодняя – какого желаете цвета?
Все мы знаем новогоднюю песенку про елочку из леса, в ней указывается, что елочка «зеленая была». И действительно, в наших лесах и на елочных фермах выращивают зеленых красавиц. На Западной Украине можно встретить голубоватые карпатские смереки. А вот в штате Нью-Джерси, на елочной ферме Wyckoff’s Christmas Tree Farm, можно приобрести розовую, фиолетовую, серебряную или ярко-синюю красавицу. Компания работает с 1958 года и предлагает елки и пихты семи цветов. На территории произрастают Голубые ели, Дугласовы пихты, пихты Фразера, одноцветные и викторианские пихты. Всех их подвергают обработке безопасной латексной краской.
6. Лекарь по имени Ива.
Целительные свойства ивы были известны и египтянам и индейцам. Лечились же они как-то без достижений современной фармакологии. Настойкой из коры ивы лечил своих пациентов Гиппократ. О чудесном «хинном дереве» писал в своих трудах Авиценна. Но пить настойку было трудно, сильная горечь вызывала рвоту. Проблемы с лечением исчезли в конце XIX века с изобретением лекарства, в который входила полученная от дерева салициловая кислота. А в XX веке древесную кору применили для производства аспирина.
7. Непентес – кувшинка-мышеловка.
Не все растения довольствуются водой и фотосинтезом, иным, плотоядным представителям тропической флоры, на обед лучше подать мышку или крысу. Впрочем, они и сами в состоянии поймать себе бегающее пропитание. Непентес называют «обезьяньей чашей», тропическая кувшинка, свернутая в рог, собирает воду. Крупная обезьяна ей «не по зубам», а вот упавшие в жидкость насекомые, крысы и мыши идут в пищу прожорливому растению. В нижней части расположены железы, отвечающие за переваривание добычи.
8. Китай — QR-код из кустов можжевельника.
Такую туристическую достопримечательность вырастили садовники в провинции Хэбей. Для создания лабиринта в виде QR-кода они использовали 130000 кустов китайского можжевельника. На земле туристы могут прогуляться по большому вечнозеленому ароматному лабиринту. А если удастся подняться вместе со смартфоном в небо и поймать там Интернет, то можно сосканировав код попасть в туристическую социальную сеть WeChat, параллельно обозрев красоты деревни Силиньшуй.
9. Рамонда сербская – цветок в анабиозе.
Удивительные свойства нежного голубого цветка случайно обнаружили в 1928 году. Кто-то неосторожно вылили воду на папку с высушенными цветами рамонды сербской. И случилось чудо, высушенные для гербария цветы распустились как на весеннем лугу. Ученые исследовали феномен, оказывается, этот цветок умеет впадать в анабиоз. Его прозвали «растением-фениксом» за способность воскресать из полностью высушенного состояния при малейшем контакте с водой.
10. Пиранжи – дерево на два гектара.
В 1888 году рыбак из деревни, соседствующей с бразильским городом Натал, как и положено мужчине, посадил дерево кешью Пиранжи. Рыбак, наверное, был хорошим человеком, уже нет его детей и внуков, а разросшееся на два гектара дерево все еще приносит плоды. Говорят, годовой урожай составляет 80000 орехов. Одно старое кешью занимает место, пригодное для целого леса. Случилось это из-за мутации, позволяющей веткам укореняться и разрастаться дальше едва коснувшись почвы.