Откуда идут все эти разговоры о зомби-апокалипсисе?

Почему зомби-апокалипсис стал так популярен? О нем говорят и пишут в сети и на телевидении, снимают фильмы, даже существуют книги о том, как выжить, когда «шаркающие орды» придут за вами?

Популяризация зомби, которая стала такой привычной в 2000-х, озадачивает многих. Многочисленные популярные видеоигры, ролевые игры, фильмы, интернет-видео, телевизионные программы и книги возникли как раз в это время. Один из моих друзей нашел даже магистерскую диссертацию о зомби, что заставило меня серьезно задуматься о снижении общего уровня высшего образования.

Правительство Квебека попыталось провести учебную подготовку готовности к ситуациям в случае наступления зомби-апокалипсиса, но с сожалению, они были отменены из-за некоторых людей без чувства юмора. Этому предшествовало обсуждение в Палате общин Канады, где правительство обсуждало вопрос готовности страны противостоять атаке зомби. Центр по контролю и профилактике заболеваний выпустил справочник по зомби-пандемии, конечно же в шуточной форме. Что вынуждает нас задаться вопросом «Что за всем этим стоит?».

Мифы о зомби существуют в течение тысячелетий, и на протяжении большей части прошлого века относительно безопасные истории гаитянского фольклора получали широкую экранизацию Голливуда. Но нынешняя популярная концепция зомби, как толпы восставших трупов, жаждущих съесть людей, бесспорно была создана в 1968 г. Джорджем Ромеро в его фильме «Ночь живых мертвецов». В течение многих десятилетий после выхода фильма зомби были просто той частью пантеона фильмов ужасов, включающего также фильмы о слэшерах (сумасшедших убийцах с различными видами оружия типа лезвия, бензопилы и т.п.), инопланетянах и т.д. И только совсем недавно зомби возглавили этот пантеон.

Газетные статьи 2006 года отмечали подъем культурного присутствия зомби, но в ретроспективе «мячик только начинал катится». Просматривая тренды поисковой системы «Google» с 2004 года по настоящее время, можно обнаружить, что количество запросов слова «зомби» и его эквивалентов возрастает к концу 2008 года, также как и слово «зомби-апокалипсис» в начале 2011 года. Между тем количество запросов таких слов, как » призрак «, » ведьма», » оборотень «, » демон «, » вампир » и их вариантов остается неизменным.

Чем объясняется такое повышенное увлечение? существует множество теорий:

1. Ветхие трупы ужасны. Бросьте, все монстры ужасны, поэтому мы и называем их монстрами.
2. Восставшие ветхие трупы действительно ужасны. Это уже ближе к истине. Сразу вспоминаю, одну из самых страшных сцен времени окончания мною вуза, когда Терминатор ожил, или та, когда смертоносные роботы вернулись после того, как они были, судя по всему, уничтожены. Это, конечно, не зомби, но очень близко.

3. «Повествование о зомби показывает нам постколониальную идентичность и власть, что позволяет нам бросить вызов культурной социальной иерархии и силовым структурам». Думаю, это утверждение больше подходит для университетских разговоров.

4. А теперь, позвольте, мне высказать свою точку зрения. Если не зомби, то кто? Вампиры? Вампиры были альфа поп-культурными монстрами по крайней мере на протяжении 46 лет (подробнее, в книге Варнава Коллинз «Темные тени», выпущенной в 1967 году). Но все- таки нам интересны именно зомби, потому что они, если можно так выразиться, сравнительно «свежие».

5. Еще одна гипотеза заключается в том, что фильмы о зомби получают более широкое распространение, когда США участвуют в войне или в каком-нибудь общественном перевороте. Мой друг провел небольшое исследование и обнаружил, что с 1910 года по настоящее время было снято 492 фильма о зомби, 15 из которых было снято в 1973 году, затем цифры колеблются, но в целом сохраняется довольно высокая производительность до 2003 года, после чего количество фильмов о зомби зашкалило. В 1973 году рост производства фильмов о зомби, вероятно, был спровоцирован Уотергейтским скандалом, а в 2003 году, я полагаю, была запоздалая реакция на события 9/11, также в этом году США вторглось в Ирак.

6. Листая научные журналы, я снова думаю, как же страшно, что мы доверяем людям, создающим их, руководить жизнью современной молодежи. Мы находим марксистские метафоры для человеческих лиц капиталистического чудовища, или шагаем навстречу скрытому желанию расового насилия, или обнаруживаем некую связь событий, последовавших после знаменитого урагана Катрина.

Достаточно всех этих глупостей. Мы все прекрасно знаем, что зомби-апокалипсис это метафора: цунами невежества, которое может сокрушить нас. А может все это просто совпадения, я имею ввиду и начало всего в 1973 году, в частности. Можем ли мы противостоять шаркающим болванам? Читая новости, например, о бюджетном кризисе, я думаю: «Это не выглядит многообещающе», но всегда говорю себе, что есть свет в конце туннеля.

Читайте также:

комментариев 9

  1. Сергей:

    Если напрямую ответить на вопрос из названия статьи, то все разговоры о зомби-апокалипсисе идут не откуда-нибудь, а именно
    из Голливуда. Такое чувство, что американский кинематограф просто зациклился на этой теме. Наверно, каждый пятый фильм ужасов, снятый в США, именно про зомби. И это уже начинает надоедать, т.к. фильмы эти совсем не страшные и большой оригинальностью не отличаются. Других факторов, так активно зомбирующих население, я пока не встречал.

  2. Наталья М:

    Из всей «ужасной» братии зомби — самые приближенные к реальности существа. Это еще живые люди, у которых умерли клетки мозга, но еще работают какие-то реакции. Из зомби теоретически можно сделать солдата. А на этом уже можно построить реальный страх. Мы же не знаем, может спецслужбы уже этим заняты. Иначе откуда идет веяние о разработке противодействия атакам зомби?

  3. Руслан:

    Прежде всего тема зомби интересует всех тем, что в реальности этого нет, и многие подсознательно готовятся к возможному такому явлению.

  4. Алексей:

    Что то похожее на зомби упоминалось в легендах африканских племён, как бы тамошним колдунам удавалось оживлять мертвецов и подчинять их себе. А популярным это стало, наверное, потому что это страшно.

  5. Ирина:

    Все это напоминает остросюжетный фильм, который держит зрителя в напряжении, естественно это лишь фантастика не более.

  6. Тутси:

    Люди склонны размышлять о том, чего боятся. В зомби они не видят душу — боятся бездушных тварей, вот и держится этот миф о возможности появления зомби. Но это просто выдумки из книг и фильмов.

  7. Елена:

    Любой апокалипсис — это страх. Страх за свою жизнь, за жизнь детей и внуков. Ему поддаются порой и вполне адекватные, разумные люди. Потому что СМИ так умеют вывернуть информацию, что трудно порой не поверить. А поверишь — будешь искать способ спастись. Будешь закупать продукты, строить убежища, делать прививки, покупать оружие и т.п. Страхом легко подавлять массы, ими легко управлять. КОМУ выгодно — ДОГАДАЙТЕСЬ.)))))))))))

  8. lada7:

    Если все мировые религии, построены на страхе человека перед смертью и не знанием, что находится за гранью нашего бытия, то все эти разговоры о зомби и вампирах, не более чем сказки, в современной обработке. Раньше, например, были лешие и русалки.

  9. Елена:

    Слабо верится в то, что происходящие в мире катаклизмы являются причиной увеличения отснятых фильмов про зомби. Я считаю это просто модной тенденцией.