Соответствует стоимость алмаза его реальной ценности?
Я слышал, что цены на алмазы искусственно завышаются компанией De Beers, и многие африканцы страдают от безысходной, нищенской жизни, в то время, как на их территории добываются алмазы. Какова, правда, о рынке алмазов? И главное, могу ли я использовать эту информацию, чтобы оправдать своё нежелание покупать бриллианты, в качестве подарка своей жене?
Ответ: Я далек от того, чтобы ввязываться в семейные ссоры, но готов поспорить, если бы ваша жена знала правду об алмазах, она бы предпочла другой подарок вместо украшений с бриллиантами. Тема глобальная, и мы не будем обсуждать эксплуатацию рабочих или финансирования африканских войн за счет «кровавых алмазов». Я расскажу о том, действительно ли алмазы стоят тех непомерных сумм, которые мы платим. Ответ: конечно нет. Цены поддерживаются на высоком уровне бриллиантовыми картелями, которые цинично используют человеческое тщеславие и глупость.
В 1982 году, более 20 лет назад, журналист Эдвард Джей Эпштейн написал разоблачительную статью об алмазном бизнесе, в американском журнале Atlantic Monthly и впоследствии книгу «Восхождение и падение алмазов». Эпштейн, нужно сказать, любит скрывать свои источники информации, но его исследованиям в этом вопросе можно доверять. Главное его утверждение – бриллианты малоценны по своей природе. Высокая цена складывается исключительно за счет умной и безжалостной политики манипулирования на рынке. Вы спросите: разве это не относится к любому дорогому продукту? Нет. Например, золото – подлинный продукт, в смысле конвертируемости валюты. Экономисты говорят, — золото свободно меняется на равное количество денег. Чистоту золота легко проанализировать и оно устойчиво с практической точки зрения, что делает золото надёжным способом вложения денег. Даже сейчас, когда отказались от золотого стандарта, цена на золото всегда повышается на мировом открытом рынке.
• Сжигаем ли мы больше калорий, когда усиленно думаем?
С бриллиантами дело обстоит не так. Несмотря на шум вокруг них, бриллианты недолговечны, они могут повреждаться и разрушаться. Стоимость на алмазы варьируется в зависимости от класса и, несмотря на различные меры по стандартизации, часто она определяется произвольно и между многими экспертами возникают острые разногласия в вопросе ценности определенного камня. Конечно, то же самое можно сказать и о живописи или других предметах коллекционирования. Разница же в том, что мировой алмазный рынок контролируется в основном частной компанией De Beers, сконцентрировавшей свои добычи алмазов в Южной Африке. Гении, стоящие за компанией De Beers, с самого начала развития прибыльной алмазной промышленности контролируют спрос и предложение. Компания De Beers редко обнаруживает новые источники добычи алмазов, а скорее фокусируется на контроле существующих, ограничивая производство, а при необходимости скупая излишки драгоценных камней, накапливая их, чтобы поддерживать рынок. Она устанавливает цены произвольно и прекращает поставки дилерам, которые покупают алмазы через несанкционированные каналы. De Beers, проводит грамотный маркетинг с конца 1930-х годов, с помощью рекламных фирм, например компании Ayer, сделав аксиомой, утверждение, что алмазы символ настоящей любви. De Beers и Ayer не изобрели кольца с бриллиантами, но спасли придуманной концепцией затухающий бизнес в 1932 году, когда объем продаж бриллиантов по всему миру был только $ 100,000. Уловки Ayer варьировались, например, давали новости о том, что недавно обручилась знаменитость и щеголяет большими камнями, позиционируя бриллианты, как реликвии. Тем самым предотвращая рынок от наплыва продаваемых снова, ни один раз бриллиантов (кстати, рынок подержанных бриллиантов в упадочном состоянии). Рекламная кампания хорошо работала, в США оптовые продажи алмазов увеличились с $ 23 млн. в 1939 году до $ 2,1 млрд. в 1979 году. Агентство J. Walter Thompson показывает подобные чудеса в Японии с 1960-х, по сути, создавая традицию кольца с бриллиантами из воздуха.
В течение всего этого периода De Beers успешно отмахивалась от конкурирующих производителей, была устойчива к политическим потрясениям и даже откупилась от Министерства юстиции США (компания недавно заплатила $ 10 млн. штрафа, чтобы не начиналось антимонопольное дело). Большой проблемой на сегодняшний день являются синтетические алмазы. Многими была замечена статья в американском журнале Wired, в которой сообщалось об открытии двух фирм, одной во Флориде, а другой в Бостоне, где началось производство искусственных алмазов для ювелирной промышленности. Изобрели синтетические алмазы в 1950 году и широко использовались, как промышленные абразивы, но до сих пор мало прогрессировали на рынке драгоценных камней, в связи с непомерной стоимостью производства. Предполагается, что производятся в упомянутых компаниях, — новые искусственные алмазы, в частности те, которые делаются методом химического осаждения в газовой фазе(CVD), и дёшевы в изготовлении и в отличие от подделок: таких как кубический цирконий, практически неотличимы от природных алмазов даже в лаборатории
Для De Beers это мышеловка, не так ли? Может быть да, может, нет. Последняя глава книги «Восхождение и падение алмазов» под названием «Крах наступит в 1983» описывает сценарий возникновения нескольких факторов «окончательного падения цен на бриллианты», в частности наводнение рынка алмазами из новых шахт Австралии. Этого не случилось (хотя De Beers потеряла свою прежнюю свободу на рынке), и Эпштейн удалил эту главу из интернет — версии своей книги. Ущерба De Beers за всю свою историю мало знала, и я бы смущался еще написать «последние страницы» этой компании.