Почему экономистам не нравится Bitcoin?

Лауреат Нобелевской премии по экономике и обозреватель газеты «New York Times» Пол Кругман написал в блоге статью с провоцирующим названием «Bitcoin это зло», чем вызвал негативную реакцию сторонников виртуальной валюты.

Заголовок многообещающий, и мы могли бы предположить, что статья рассказывает о том, что Bitcoin –неоправданно расходует энергию компьютеров по всему миру для майнинга, позволяет совершать преступления и приносит анархию, но это всё не, то о чём пишет Кругман. (Писатель-фантаст Чарли Стросс, написавший статью «Почему я хочу, чтобы Bitcoin горел, синим пламенем» был более содержателен). Вместо этого, Кругман потратил колоссальное количество времени на разгром фундаментальных экономических основ Bitcoin.

Вы можете заметить, что если в университете хвалят Bitcoin, то это почти наверняка человек с факультета информатики, а если критикуют, то с экономического факультета. Людей, изучающих информационные технологии, в Bitcoin привлекает математическая основа валюты. Но почему экономисты так не любят Bitcoin?

Не то, чтобы экономисты против кардинальных изменений, которые повлекут за собой переворот всей системы, как поклонники Bitcoin могли бы подумать, но, конечно элемент «нелюбви к большим переменам» здесь присутствует. Скорее, неприятие исходит из того, что объективно шансов на длительный успех Bitcoin немного. Трудно начинать какое-то дело, когда успех зависит от большого количества людей и проблемы только множатся, по сути Bitcoin новый тип денег. Есть бесчисленное множество вариантов краха Bitcoin. Идут разговоры о невосполнимых потерях, о том, что курс валюты постоянно скачет. Дефляция сводит на нет ликвидность. Государства не признают валюту. Люди могут отказаться от неё ещё по каким-то причинам. И так далее.

В отличие от других валют, трудно предсказывать будущее Bitcoin. Можно сравнивать Bitcoin с электронным золотом E-Gold, каменными монетами острова Яп или иракским динаром, но на самом деле ничего подобного ещё не было. Вместо государства, валюта регулируется протоколом компьютера. Вместо того, чтобы учитывать интересы одной страны или группы стран, Bitcoin служит миру. Исходный код открыт, каждый может создать свои Bitcoin в любое время.

«Не то, чтобы экономисты заранее продумывали всевозможные последствия, пока ещё валюта только начинает развитие. Единодушного мнения по этому вопросу нет», — говорит экономист университета «St. Lawrence» Стив Хорвиц, изучающий частные денежные системы.

Экономист университета «Berkeley» Брэд Делонг говорит, что проект Bitcoin потерпит неудачу, так как затраты на производство новых монет станут равны нулю. Экономист «George Mason» Тайлер Коуэн согласен с этим и предупреждает о дефляции. В последнее время у Кругмана большое беспокойство вызывают прогнозы курса Bitcoin на будущее.

Успех Bitcoin может разрушить многие представления о деньгах. «Для успешности деньги должны быть средством обмена, и стабильным вариантом сбережения» — пишет Кругман. Он не уверен, что Bitcoin хорошая валюта и для обмена, и как средство сбережения,  в отличие от поклонников Bitcoin которые думают совершенно иначе, чем экономисты. По мнению Кругмана валюта является надёжным средством сбережения, если подкрепляется гарантиями государства, или поддерживается Казначейством или представляет реальную ценность, как, например, из золота можно сделать ювелирные изделия. Если валюта не поддерживается центральными органами государства или не является ценностью, то люди боятся, что со временем она исчезнет.

В истории уже был ряд случаев, когда люди считали что-то средством сбережения, а, по мнению экономистов это таковым не являлось. В 1993 году Саддам Хусейн начал печатать свою валюту динар Саддама, один динар предложили обменять гражданам страны на 25 старых динаров. Граждане не верили диктатору, который стал печатать деньги, как сумасшедший. Они оставляли свои старые динары, как средство обмена и, считали надежной валютой сбережения. Конечно, они были не правы. Курс старого динара рос, пока не стал стоить 300 динаров Саддама. Но в 2003 году произошла оккупация страны, и правительство США объявило курс нового динара. Стоимость старого динара уменьшилась в два раза.

Если Bitcoin будет успешно функционировать, то окажется, что деньги не обязательно должны являться стабильным средством сбережения. Курс Bitcoin может меняться постоянно, но в век интернета можно менять и цены на товар в соответствии с курсом.

Успешность Bitcoin также докажет, что из использования денег в качестве средства обмена следует, что они могут быть и надёжным средством сбережения. Если люди увидят, что они могут покупать товары на Bitcoin и менять их на другие валюты, то это может убедить их в надёжности Bitcoin, как средства сбережения. Первые владельцы Bitcoin уже так считают. И, если технология широко распространится, валюта станет глобальной, то уже не скажешь, что это сумасшествие. Вот почему IT –специалисты, говорят о Bitcoin, как об обменной валюте, а Кругман всё время спрашивает их, почему её можно использовать, как стабильный вариант сбережения: если Bitcoin станет всемирной обменной валютой, этого будет достаточно для того, чтобы проект считался успешным. В журнале «Economistput» об этом написали лучше всего: «Все валюты в какой-то мере подразумевают «галлюцинации по общему соглашению», но в Bitcoin это наиболее ярко проявляется».

Читайте также: