Вторая профессия палачей в Средние века.

Палачи всегда занимали странное место в обществе: черная необходимость, законный каратель, крайняя мера правосудия. В Германии и Франции положение палачей было еще более странным. С XV века вплоть до XIX-го знания палачей в области анатомии человека служили им базой для совершенно другой профессии — врачевания. Записи того времени свидетельствуют о палачах-костоправах и палачах-лекарях, и очень многие из них прославились своим знаниям лекарственных растений… а также своим умением добывать человеческие части тела для разных лекарств.

 

Возможно, быть палачом — одно из самых странных занятий. Будучи известными как исполнители крайней меры наказания, многие палачи выполняли также роль инквизиторов и мучителей, выбивая признания и разные сведения из подозреваемых и даже совершенно невинных людей. Описания пыток, которые должны были осуществлять палачи, бесспорно, содержали в себе очень много сведений об анатомии человека. Это дало палачам возможность снова собирать воедино то, что они разрушали каждый день — человеческие тела.

В результате развитие получила “медицина палачей”. В основном, популярная в Германии и Франции, она позволила палачам искупить свою вину в глазах общества за их традиционную деятельность.

Забавно, что визиты к палачу были совершенно противоположными по своему смыслу, хотя в обоих случаях человек шел ложиться под нож палача. Собственная репутация, а также репутация семьи, профессии или гильдии тех, кто подвергался пытке палача, даже при полной невиновности, становилась надолго и неисправимо запятнанной. Но ложиться под нож палача, который занимался практической медициной, считалось вполне приемлемым среди представителей всех сословий.

В то время, как многие палачи занимались медицинской практикой вполне легально, были и такие, которые практиковали скрыто. Палачи-врачи всегда попадали под гонения более авторитетных хирургов и докторов, и нередко расширяли сферу своей деятельности другими “ремеслами”. Из письменных источников известно, что Пьер Форез, палач из Лилля (Франция), занимался продажей “топленого сала казненных узников” для разных медицинских нужд.

Это топленое сало (также известное как “жир бедных грешников”) было ничем иным, как жиром, вырезанным из трупов повешенных. Его использовали в качестве мази на конечности при разных нарушениях — хромоте, проблемах с кровообращением, артрите суставов и даже при лечении переломов костей. Конечно, палачи имели доступ к такому товару в изобилии, что давало им возможность работать своего рода фармацевтами, или же просто добывать “лекарства” из человеческой плоти для своей врачебной практики.

В медицине того времени также широко применялись и другие части тела казненных. Толченый человеческий череп подмешивали в напитки тем, кто страдал эпилепсией, и считалось, что “кровь бедных грешников” может излечить эпилептические припадки. Человеческая кожа служила материалом для поясов, которые носили беременные женщины, чтобы облегчить боли от тяжелого труда. Также из нее делали затяжные повязки на шею для предотвращения разрастания щитовидной железы.

В Манифесте 1662 года Йохан Йоахим Беккер из Баварии писал, что все аптекари должны продавать не менее 23 продуктов переработки людей для приготовления различных лекарств. Одним из них, и, наверное, самым важным, была трупная кровь, которую также называли “менструацией мертвых”.

Палач-врач был одним из очень немногих членов общества, которому разрешалось пересекать границы разных сословий в социальной иерархии. Бедняки часто обращались к таким палачам, чтобы получить для лечения лекарственные травы или же вправить кости. Молва доносила слухи об исцелениях палачами до аристократии, и та нередко назначала их на службу в более высоких медицинских чинах. Фридрих I, король Пруссии, назначил палача из Берлина своим личным лекарем в 1711 году, а его внук, Фридрих Великий, издал указ, дающий палачу право законной медицинской практики.

Очень часто члены семьи палачей перенимали их знания и также становились врачами. Обычно жены палачей служили повитухами, а сыновья помогали отцам, становясь кожевниками.

Читайте также:

комментариев 10

  1. Тутси:

    Не слышала, чтобы палачи были и врачами. В исторических фильмах об этом ни слова. Но аналогия напрашивается анекдотичная: не смог вылечить — казнил.

  2. Дмитрий:

    Да, тема очень интересная, понравилась.
    Я всегда думал что палачи их еще на Руси называли «заплечных дел мастерами» и «катами» — приводили в исполнение смертельные казни, занимались телесными пытками, отсекали конечности, а тут оказывается что они еще были врачи, лечили народ и изготовляли лекарства.

  3. Goshia:

    На мой взгляд, такой работой занимались только садисты. Ведь, параллельно с ней, вправляя суставы или занимаясь хирургией, они тоже как бы мучили людей.

  4. Назим:

    Может палачи лечили людей, чтобы как-то очистить свою душу. Ведь среди казненных были иногда и невинные.

  5. Мариано4ка555:

    Сколько новых фактов для меня! Очень интересная статья. Кстати, о поясе для беременных… они, что, правда ЭТО носили? И не пахло, не мешало ничего? Запах, конешно, от них должен был быть очень запоминающимся.

  6. Zero:

    Читаю статью и непроизвольно ловлю себя на мысли, что приходит на ум высказывание Гиппократа «Война – единственная хорошая школа для хирурга «. Практика имеет большое значение в любом деле, а в анатомическом знакомстве с человеческим организмом тем более, не зря в медицинских учебных заведениях, практическое знакомство со строением человека, начинается с помещений морга. Палачи, практики с постоянным наличием материала для изучения.

  7. Alzender:

    Мда уж, я всегда подозревал, что врачи опасные люди, но что они же были и палачами, инквизиторами — мучителями (для меня поход к стоматологу — настоящая пытка), я не знал. Хорошо, что имеющиеся знания и настоящую практику они получили в те времена, а то не хочется идти к врачу, знаю что он вчера повесил кого то и жирок с него слил, а теперь тебя лечить намерен.

  8. Анатолий:

    Времена Средневековые страшные и полны тайн. Мне всегда было интересно, кто же такие палачи? Кто скрывается за их масками? Теперь, занавес таинственности немножко поднята.

  9. Не завидую палачам и их жизни. Хотя их профессия и услуги будет востребована всегда. Сам я не смог бы работать палачом, однозначно.

  10. Не завидую палачам и их жизни. Хотя их профессия и услуги будет востребована всегда. Сам я не смог бы работать палачом, однозначно.