Случалось ли, что пассажирские самолеты успешно садились после того, как пилот стал недееспособным?

На днях я смотрел фильм «Турбулентность». В фильме после перестрелки на рейсе, перевозящем заключенных, стюардесса должна была перехитрить серийного убийцу и сама посадить самолет.  Бывали ли случаи, что пилоты становились недееспособными, а самолет сажали стюардессы или пассажиры?

 Иметь немного опыта может стать полезным, но необязательным условием. Но, однако же, посадить самолет кому-нибудь кроме пилота вполне возможно. Например,

• В июле 1985 года пассажир, который однажды уже управлял самолетом, но не был сертифицирован, смог благополучно посадить самолет компании «Cessna» в городе Лансинг, штат Мичиган, после того, как пилот перенес сердечный приступ и скончался в середине полета.

• В феврале 2002 года женщина после всего 48 часов обучения пилотированию взяла штурвал двухмоторного самолета компании «Cessna», во время полета над Кейп-Код после того, как пилот стал  невменяемым в результате реакции на инсулин. В связи с тем, что она не смогла связаться ни с кем на земле, она совершила безопасную аварийную посадку самолета рядом с взлетно-посадочной полосой так, что никто на борту не пострадал.

• В 2009 году  мужчина из Флориды с 130-часовым опытом пилотирования одномоторного самолета взял в свои руки управление двухмоторным турбовинтовым двигателем после того, как пилот умер в начале полета. «Спасатель», чьи жена и дочь были также на борту, заявил позже, что не имел ни малейшего представления, как управлять большим пассажирским самолетом по инструкциям центра управления, но все-таки он посадил самолет успешно и безопасно.

• В апреле прошлого года, когда муж потерял сознание во время полета на самолете компании «Cessna» в штате Висконсин, 80-летняя Хелен Коллинз, которая в течение десятилетий не брала в руки штурвал, смогла связаться с авиадиспетчером, и с его помощью экстренно посадила самолет без серьезных травм.

Вы спросите меня, а как насчет больших пассажирских самолетов?

Вот некоторые примеры:

• В ноябре 2008 года второй пилот Боинга 767 авиалиний «Air Canada»  из-за приступа умственного расстройства был связан, получил дозу успокоительных и принудительно выведен из кабины.  На борту не было других пилотов. В связи с этим для помощи в аварийной посадке в г. Шеннон, Ирландия, в кресло второго пилота посадили стюардессу с опытом пилотирования.

• В июне 2010 года стюардесса с опытом всего 300 часов управления самолетом компании «Cessna» сидела в кресле больного первого пилота Боинга 767 авиакомпании «American Airlines» при посадке в Чикаго.

• В ноябре 2012 года  Боинг 747 авиалиний «Lufthansa» по пути из Нью-Йорка во Франкфурт сделал незапланированную посадку в Дублине после того, как первый пилот перенес тяжелую мигрень. Новости приписывали героический поступок одному из пассажиров, который помог посадить самолет. Газета «Irish Independent» в своих статьях описывала это событие как «чудо». Однако, хочу заметить, что волшебный пассажир, помогающий посадить Боинг 767, был просто случайностью.

Важно отметить, что у всех внезапно появляющихся пилотов был некоторый опыт управления самолетом, и в случаях с большими пассажирскими самолетами они были не единственными, кто отвечал за успешную посадку самолета. Так что, вопрос о том, может ли неопытный пассажир посадить самолет без помощи другого пилота, остается открытым. Возможно и может.

В одном из выпусков 2007 года научно-популярной передачи «Разрушители легенд» ведущие проверяли вероятность посадки пассажирского авиалайнера с помощью имитатора NASA. В первом испытании они все делали сами, во втором — следовали инструкциям лицензированного пилота по радио. Оставим подробности, но хочу заметить, что обе попытки потерпели поражение, но в случае, когда телеведущие следовали инструкциям, они смогли посадить самолет без смоделированных человеческих жертв.

Существенным преимуществом при посадке пассажирского самолета является то, что большинство крупных самолетов в наше время имеют возможность автоматической посадки, которая работает благодаря сочетанию бортовой электроники, сигналов огней ВПП и передатчиков аэропорта. Система предназначена для того, чтобы помочь пилотам в случае плохой видимости, и может быть использована только при определенных условиях ветра. Если эти условия  присутствуют, то система срабатывает с достаточно высокой точностью до двух метров по вертикали и  13 футов  (около 4 метров) в бок.

Вероятность неудачи при автоматической посадке оценивается как одна на 2 млрд., но тоже самое говорили о вероятности финансового кризиса в 2008 году. Давайте вспомним, что в 2009 года Боинг 737 авиалиний «Turkish Airlines» разбился под Амстердамом в аэропорту «Схипхол», что стало причиной смерти девяти человек, а 120 получили травмы, именно во время автоматической посадки. Из-за неисправности высотомера пилот допустил фатальные ошибки. Но не стоит паниковать. Вероятность того, что большинство пассажирских самолетов  смогут успешно приземлиться с  минимальным участием пассажиров или оставшегося экипажа при условии подходящей погоды, достаточно велика.

Обычные же самолеты в большинстве случаев не оборудованы системами автоматической посадки, но не смотря на это аварии в связи с недееспособностью пилота достаточно редки. Согласно отчетам 2010 года в США, из 472 крушений самолетов только семь произошли в результате потери дееспособности пилотами и только в двух случаях  на борту находился еще кто-либо кроме пилота. Другими словами, вероятность, что вы окажетесь в подобной ситуации, очень низкая, но если это произойдет шанс, что все разрешится хорошо достаточно высок.

Читайте также:

комментариев 9

  1. lada7:

    Во всех описанных случаях, посадки самолета случайными пилотами, ключевым фактором является, уже имевшийся некоторый опыт пилотирования. Тем более была помощь с земли, от диспетчеров. Но если, я не знаю с какой стороны подойти к штурвалу, да еще и в экстремальной ситуации, шансы на успешную посадку, по моему равны нулю.

  2. Андрей:

    Какие — то болезненные пилоты сейчас стали, то инсульт, то мигрень. В связи с этим надо, чтобы было два пилота на маленьких самолетах и три на больших. Запасные пускай сидят в салоне, на всякий случай. Или стюардесс получше учить. Сомневаюсь, что неопытный человек сможет удачно посадить самолет.

  3. Наталья М:

    Испытуемые справились на тренажере, потому что знали: они на земле, опасности для жизни никакой. Как бы они действовали в шоковом состоянии, под страхом смерти? Когда в голове полный ступор, руки не слушаются, а в салоне крик? В таком ужасе невозможно понять какие-либо инструкции, тем более, если видишь впервые панель управления.

  4. Ника Красовская:

    Самолеты довольно интересный вид транспорта. Иногда в критических ситуациях пилоты (или те, кто ими стает на время) проявляют уникальные возможности, а иногда, даже бы казалось, при нормальном полете, случается целая трагедия.

  5. Марина:

    А я считаю, что всех стюардесс нужно обучать навыкам пилотирования для экстренных случаев, ведь на борту самолета могут и не оказаться случайные «пилоты».

  6. Тутси:

    Хочешь куда-то полететь на самолёте — обучись вождению на всякий случай (хотя бы на симуляторе). Собираешься ехать поездом — пройди курсы железнодорожника. Сделай сам, короче говоря.

  7. Елена:

    Насколько мне известно, то летчики самолетов регулярно проходят строгий медосмотр, так что случаи потери дееспособности действительно сводятся к минимуму.

  8. Ярослав:

    Дебилы! Что там управлять? Влево-вправо — руль, на себя — нос вверх, от себя нос вниз. Посередине сидений скорость моторов. Вперед увеличение, назад — замедление. В принципе всем правит автопилот, а пилот лишь подруливает по необходимости. Панель управление для понта, просто смотреть надо на огни аэропорта. Если видишь что автопилот косячет, подруливаешь. Вы часто смотрите количество масла и бензина в авто? Нет, это нужная шкала, но если самолет летит то и так понятно что горючее есть. Без горючего вы по слуху поймете что мотор не работает, но не беда. В режиме «планер» тоже можно сесть. Вопрос просто: «Куда?». Ищите речку или шоссе. Вот самый загадочный вопрос. А как в тумане пилоты находят аэропорт? Наверное просто привычка….

    Эти пилоты просто пыль в глаза пускают, что б зарплату им побольше платили. Во время великой отечественной войны там вообще была гашетка, типа джостика. Посредине гашетки кнопочка — пулемет. на гражданском самолете даже пулемета нету. Просто взлететь, долететь и сесть. Плюс автопилот для дебилов.

    Тут разговоров много, а техника шагнула вперед, а пилоты хотят больше зарплаты и не допускают в касту избранных ребят после симуляторов типа Денди. Монополия. Интересно, а вот среди нас в ветке есть хоть один пилот?

    После того как я сдал НДС в программе 1С 8.2 я не только самолет посажу…………………

  9. Ярослав:

    Дебилы! А нафига курсы железнодорожника проходить? Учу!!! При чем сам был в кабине с другом машиниста. Там электричка лишь вперед и назад. Нужно огни смотреть. Синий — тупик, красный — в зад врежешься, лишь на зеленый газуй. Ну и все. Вправо — влево, да вверх — вниз в электричках нету, это не самолет. Там дебил справится, больше понтов для отмыва госсредств. Красная ебонитовая ручка — экстренное торможение. Нет, там есть нюансы. Двери открывать закрывать да остановки не проскакивать. Но в электричках, как в трамваях все просто.