Торговля человеческими органами. Аморально ли это с точки зрения экономики?

Какую ситуацию вы считаете отвратительной? Например, представьте, что тот, кого вы любите — супруг, брат, или просто незнакомый значимый человек, умрет преждевременно, а вы в связи с этим получите несколько миллионов долларов.

Речь идёт о страховании жизни. Большинство американцев не находят эту идею отвратительной. Тем не менее, они просто привыкли. До середины 19-го века страхование жизни считалось «осквернением», как писала социолог Вивиана Зелицер «священное событие – смерть, превратилось в вульгарный товар».

Элвин Рот, экономист Гарвардского университета, который изучает теорию устройства рынка, сделал многое в своих работах, основываясь на отвратительных моментах жизни. «О, по некоторым вопросам, например в страховании жизни, отвращение отступает, что ещё намного существеннее так это практика взимания процентов по кредитам», — отмечает он. В других случаях происходит обратный процесс – привычное рабовладение начинает восприниматься, как отвратительный период.

Остается далёким от решения, такой считающийся отвратительным, спорный вопрос: как должны предоставляться человеческие органы для трансплантации и, даже, пожалуй, продаваться. Если у вас нездоровые сердце, печень или почки, вы наверняка умрёте без пересадки, и если вам не посчастливилось получить органы по официальному направлению, вы не можете их купить легально, даже по любой стоимости. И таким образом вместо свободного рынка у нас сложился рынок добровольцев. Некоторые люди дают согласие на изъятие своих здоровых органов после смерти. Если живущий донор жертвует почку или часть печени, то это скорей всего кто-то из семьи.

За последние десятилетия операция по пересадке стала безопасной и надёжной (не говоря уже о том, что это вообще чудо). Успех порождает спрос: чем больше успешных операций, тем больше появляется новых желающих пациентов. В 2005 году более 16 000 операций по пересадке почки проведено в США, в течение последних 10 лет их число возросло на 45 процентов. Но за это время и список, ожидающих свою почку, вырос на 119 процентов. Более 3500 человек умирают каждый год, так и не дождавшись пересадки почки.

С экономической точки зрения, это одно из основных несоответствий спроса и предложения с трагическими последствиями. Что же можно сделать, чтобы увеличить предложение органов?

Большая проблема в том, что потенциальные доноры не очень стремятся отдавать свои органы. В большинстве стран Европы выбор сделан за них, вместо «отдавая в пользу», допустили по умолчанию, что органы можно изымать после смерти, если члены семьи «не отказываются от». Но в Европе большой дефицит донорских органов, так как в основном органы изымаются после трагических транспортных происшествий, число которых в западных странах уменьшилось за последние годы.

Если трудно заставить человека пожертвовать своими органами после смерти, то ещё труднее убедить живого человека отдать почку. (С медицинской точки зрения, почки живого донора ценнее, чем трупа). Несмотря на то, что многие люди могут спокойно жить и с одной почкой, расплата может наступить в виде дискомфорта, риска, страха и потерянной заработной платы. Но в Соединенных Штатах, как и почти во всех странах мира запрещено напрямую продавать органы.

Большинство экономистов не соглашаются с этой политикой. Гэри Беккер и Хулио Хорхе Элиас в своей недавней работе пишут: «Денежные стимулы приведут к увеличению предложения органов для трансплантации, этого будет достаточно, чтобы исчезли большие очереди ожидающих, и уменьшились страдания и гибель многих, без увеличения общей стоимости хирургии более чем на 12 процентов.

Некоторые не экономисты находят эти рассуждения отвратительными. Существует много причин для запрета продажи органов. Люди находят аморальным, считать товаром части тела (хотя теперь повсеместно продаются сперма, яйцеклетки или арендуется матка для суррогатного материнства). Другие опасаются, что большинство предлагающих органы будут из бедных слоёв населения, а покупатели наоборот богатые, или будет оказываться давление на человека, чтобы он продал почку, без объяснения всех рисков.

Но Беккер и Элиас, задают вопрос, почему бедные «лишаются доходов, которые могут им очень пригодиться»? Ещё более убедительным, в пользу юридического разрешения продажи органов, является тот факт, что бедный человек, с той же вероятностью, что и богатый может умереть, так и не дождавшись донорской почки.

Элвин Рот, хоть и является экономистом, достаточно умён, чтобы понимать, — американцы ещё долго будут считать продажу органов отвратительной и свободный рынок в ближайшее время не появится. Совместно с другими учёными и медицинскими работниками он разработал умную альтернативу «Программу Новой Англии по бирже почек». Представьте, что у вас жена умирает от почечной недостаточности, но вы не можете отдать почку, так как ваши органы биологически не совместим. Теперь представим, что и другая пара находится в таком же безвыходном положении. Почка человека в этой паре подходит вашей жене: вы совершаете обмен, отдаете свою почку им, а незнакомец отдаёт вашей жене свою и это всё происходит одновременно, чтобы никто не передумал в одностороннем порядке. Хотя по этой системе проведено пока всего лишь несколько десятков операций, она даёт понимание экономических стимулов: если вы не можете заставить отдать орган, и вы не можете заплатить, то, что можно сделать? Найти две стороны, которые от безвыходности положения заключат договор.

В противном случае, кто в здравом уме отдаст свою почку незнакомому человеку? На самом деле такие случаи есть, мы поговорили с одним из потенциальных доноров, пожелавшим остаться анонимным. Донор женат, имеет четырех детей и находится в сложном финансовом положении. У Донора был брат, которому была необходима трансплантация почки. Донору пришла идея – продать свою почку, а кто-то отдаст почку брату. Через веб-сайт Донор нашёл потенциального покупателя, назовём его Получателем. Донор узнал о незаконности операции, ещё до того, как процесс начал идти в полную силу. Материальные потребности были выше моральных устоев, и Донор не остановил пересадку. Донор прошёл тщательное тестирование в больнице на совместимость своего органа. Доноры и реципиенты, находясь в больнице, при врачах делали вид, что они старые друзья. «Если они узнают, что мы познакомились через интернет и всё это происходит за деньги, операция отменится» — объясняет Донор.

Если всё сложится хорошо, пересадка произойдёт в ближайшее время. Рассмотрим стороны, которые получают прибыль от этого дела: конечно же, Получатель, а после успешной трансплантации — хирурги, медсестры, больница, фармацевтические компании в той или иной форме. И Донор, действия которого со стороны кажутся глубоко альтруистическими, получает свою прибыль за ложь.

Конечно, многие люди и не только экономисты, посчитают эту ситуацию — отвратительной.

Читайте также:

комментариев 7

  1. YurgenDn:

    Да, в обществе постоянно меняются представления о том, что отвратительно, а что нет. И для этого уже не нужно столетий — вполне в десятилетия укладываемся. Сужу по себе — многое, из того что дико для моих родителей вполне естественно для меня. Что родители — уже на протяжении моей, не такой продолжительной жизни, поменялись моими личные представления о том, что допустимо. К примеру ситуация, которая описана в конце статьи мне кажется вполне нормальной. Человек перешагнул через юридические и общественные условности ради помощи члену своей семьи.
    Вообще проблема свободного оборота органов для трансплантации не очень проста в силу того, что в ней участвуют две, абсолютно не связанные стороны. Первая законодательная, которая руководствуется больше некоторыми абстрактными этическими нормами и общественным мнением, которое далеко не всегда идет рука об руку со здравым смыслом. И вторая — это собственно врачи. Которые руководствуются исключительно медицинской стороной проблемы и выгодой своей корпорации. И ни одной из этих сторон давать право решать эту проблему в одиночку нельзя. Наилучшим же выходом с моей точки зрения является развитие технологий клонирования, которые по непонятной для меня причине находятся чуть ли не под тотальным для меня запретом.
    Чем больше думаю, тем больше сложностей вижу в разрешении свободно распоряжаться своими органами. Слишком много противоречий — даже если разрешить продавать орган ради спасения кого-либо из членов семьи, то и в таком случае возникнет масса вопросов. А если больному члену семьи нужна не пересадка, а сеанс химиотерапии, на который нет денег. А если семья банально голодает — в этих случаях допустимо с этической точки зрения разрешить продать свой орган?
    Для нашей страны это пока еще не 100% актуально. У нас сама инфраструктура медучереждений, занимающихся этим вопросом не достаточно развита. В результате не используются даже те органы, которые могли бы использоваться — несчастные случаи, ДТП и так далее.

  2. Daydreaming:

    Некоторые люди считают эту процедуру недопустимой только потому, что сами не сталкивались с ситуацией, когда умирает близкий человек от отказа одного из органов. Я считаю, что органы должны жертвоваться людям только добровольно, без какого-либо денежного вознаграждения и давления со стороны посторонних людей.

  3. Сергей:

    В Европе это может быть конечно и выгодно. Но не в нашей стране, где процветает коррупция. Если установят на поток покупку и продажу органов, то еще больше людей начнет пропадать бесследно, а операции все равно будут дорогими и ждать их придется долго.

  4. Валера:

    Одно дело если человек добровольно желает помочь к примеру родственнику или другу пожертвовав нужным органом или когда у человека погибшего в аварии и.т.п по согласию родственников берут органы и совсем другое — черный рынок, или когда людей убивают из-за органов, это я считаю неприемлемым.

  5. Катерина:

    Как бы и что бы не казалось отвратительным, когда дело касается жизни близкого человека, все моральные принципы и устои уходят на дальний план и человек пытается любой правдой или ценой достать необходимый орган. Многим кажется пересадка органов аморальной, потому что люди привыкли думать только о себе или близком человеке. Их не сильно волнует, что соседу или сотруднице необходим орган для дальнейшей жизни. Их не касается эта проблема и они этому рады. К сожалению эта большая ошибка. Зато когда они слышат, что кто-то покупает или продает орган для спасения своей жизни, они считают это аморально. Они так считают потому что это горе не коснулось их самих. Интересно бы было посмотреть как измениться их точка зрения, если вдруг они сами попадут в такую ситуацию. Не редкость сейчас и продажа органов бедных слоев населения,но опять же здесь нет ничего необычного. Если человек самостоятельно ради получения любой выгоды готов отдать любой свой орган, то никто не в праве его судить. Такой ценный товар как человеческие органы всегда будет востребован, ведь дороже жизни у человека нет ничего.

  6. олеся:

    я не считаю это аморальным противным или недопустимым а как раз таки наоборот вполне приемлимым и в некоторой степени необходимым современному человечеству. Не вижу ничего плохого в том чтобы помогать больным людям таким способом ведь умершему уже ничем не помочь а вот у больного еще есть шанс. Конечно же если это все будет в рамках закона.

  7. Анна Иванова:

    Бессмысленная продажа органов скоропостижно и внезапно умершего любимого для вас человека — отвратительный поступок. Но передача или даже продажа органов, живому человеку, которого можно еще спасти. Это вполне хороший и благородный поступок со стороны родственников умершего человека.