Что общего у мексиканской мафии и крупнейшей сети супермаркетов Wal-mart.

Пока чиновники США больше озабочены нефтью на других континентах, на собственных границах разворачиваются настоящие баталии в «мирное» время. Мексика один из важнейших партнёров США в торговых операциях, но легальная продукция лишь малая часть товарооборота. Мексиканские наркокартели всё больше расширяют и своё влияние и сферы деятельности. Первым шагом в борьбе с наркокартелями будет — понимание того, как они функционируют.

Наркотики только верхушка айсберга. В популярном американском телесериале «Во все тяжкие» («Breaking Bad») об учителе средней школы, который оказался производителем наркотика метамфетамина (мет), есть интересный диалог. У антигероя сериала Уолтер Уайта спросили: «ты строишь бизнес связанный с метафетаминами, или просто делаешь деньги на этом?». Он ответил: «я создаю империю».

То же самое можно сказать и об мексиканских наркокартелях — независимых и конкурирующих между собой, и нет в них ничего похожего на OPEC. Продавать кокаин, героин, марихуану, мет по-прежнему очень выгодно. Министерство юстиции США посчитало, наркокартели США получают прибыль, равную $ 39 млрд. в год. Но наркокартели значительно расширили сферы своего влияния, в погоне за прибылью занимаются не только наркотиками, и жестоко расправляются с конкурентами. Например, область пиратской интеллектуальной собственности: производство нелицензионного программного обеспечения, компакт-дисков и DVD-дисков. Однако самым деструктивным «новым продуктом» являются люди. Картели построили бизнес на торговле людьми, приносящий им миллиарды прибыли, например, перевозка нелегальных иммигрантов и, конечно проституция.

В мексиканских картелях всё построено на схемах продаж, снабжения, таких же, как в розничной сети супермаркетов Wal-Mart или интернет – магазинах Amazon.com. Сеть Wal-Mart стала одной из первых в розничной торговле, которая создала собственный парк грузовых автомобилей, тем самым значительно уменьшив стоимость доставки, и создав преимущество перед конкурентами. Amazon начинала с торговли книгами, но её звёздный час наступил, когда её деятельность стала выражаться в одной фразе: «важно не, что продаёшь, а как продаёшь», предлагая на своей площадке всевозможные товары. Организации незаконного оборота наркотиков пользуется той же философией — налаживают лучшее распределение, сокращая расходы, и находят новые источники доходов.

США уделяет серьёзное внимание границе с Мексикой, но видимо денег и технологий недостаточно, чтобы помешать творческим идеям мафии. Картель Синалоа имеет обширную сеть умело построенных подземных тоннелей, некоторые даже снабжены кондиционерами. (Рабочих, после строительства тоннелей, зачастую убивают). Также используются катапульты для поставки товара из Мексики в США.

Снабжение – основной источник доходов мексиканской мафии и незаконные наркотики всего лишь часть из множества продуктов. Деятельность картелей становится всё более разнообразной и торговля наркотиками уходит с первого плана. Сама мысль что картели могут оказат услугу террористам по транспортировке оружия массового уничтожения через американо-мексиканскую границу, и перспектива развития такого сотрудничества пугает аналитиков не только в правительстве США.

Наркокартели борются между собой за сферы влияния и наиболее жестокие схватки происходят не за точки сбыта наркотиков, а за порты и торговые пути. Мексиканский штат Мичоакан с большим тихоокеанским портом Ласаро Карденас пострадал в одной из таких битв между остатками картеля Семья Мичоакан и, набирающим силу, новым формированием Картелем Тамплиеров (Los Caballeros Templarios). В мае этого года бойцы Картеля Тамплиеров расстреляли 10 фермеров, после того, как они пожаловались правительственным чиновникам на вымогательство со стороны Картеля. Как выразился один из фермеров: «это монстр с тысячами рук».

Жестокие расправы на границе с Мексикой в большинстве случаев происходят по поводу проблем с передвижением товаров картелей. Население мексиканского города Нуэво-Ларедо, расположенного на границе, уже несколько десятков лет страдает от насилия. Город находится на перекрестке крупных разветвлений маршрутов восток-запад, менее чем в милю от границы с США, рядом с Далласом, Канзас-Сити и Миннеаполисом. На южной границе Мексики также наблюдаются всплески насильственных преступлений, картели перевозят свои товары – оружие, кокаин из Колумбии, иммигрантов из Центральной Америки на север США.

Картели также совершают преступления просто с целью устрашения и даже забавы. Одно из таких эффектных шоу – демонстрация отрубленных голов на танцполе ночного клуба, (картель Семья Мичоакан в 2006 году) направлено на запугивание потенциальных противников. Или убийство мексиканского морского пехотинца в 2009 году, который участвовал в рейде (и был убит) против картелей, в качестве угрозы всем правоохранительным органам.

Картели постоянно угрожают журналистам и убивают их. Мексика на четвёртом месте по опасности журналисткой работы (уступая только Сирии, Сомали и Пакистану), по рейтингу неправительственной организации «Репортёры без границ», картели всеми средствами препятствуют распространению конкретной информации о своей деятельности. Недавно был размещен narcomanta «большой баннер с сообщением» на телах двух мертвых людей, свисающих над шоссе в городе Нуэво-Ларедо, ясно говорящий: «это произойдет с каждым, кто будет размещать в интернете факты из жизни наркокартелей …. Мы доберёмся и до вас».

Таким образом, насилие происходит не только из-за наркотиков. Картели хотят управлять всем от маркетинга до связей с общественностью и человеческими ресурсами. Проблема сложная и затрагивает сферы большой политики.

Читайте также:

1 комментарий

  1. Coolander:

    Не всё тут так просто, просто так эти картели не прикроешь, пока аналитики в правительстве США будут думать, и рассуждать, будет ещё больше мексиканских картелей и убийств. Тут нужны решительные действия.