Может ли статическое электричество убить?

Зимой я получил большой удар статического электричества при выходе из машины, а однажды видел видео, в котором бригадир, касаясь гоночного автомобиля во время пит-стопа был отброшен на несколько метров, я полагаю от статического заряда, который получил автомобиль после прохождения трека. Это очень заинтересовало меня. Давайте разберемся, случалось ли так, что люди получали травмы или умирали от статического заряда?

Можно сказать однозначно – да. И если вы не будете осторожны то, это может случиться и с вами.

Для статического электричества в основном требуется гигантский конденсатор – например, с положительным зарядом с одной стороны, отрицательным зарядом с другой и щелью посередине. Когда вы выходите из своего автомобиля,  трение между вашей одеждой и сиденьем генерирует существенную разницу напряжений между кузовом автомобиля и вами, с тканью и другими изоляторами, создающими зазор. Когда вы  соприкасаетесь с машиной на выходе, электрическая дуга преодолевает крошечное расстояние между вами и металлом, и создает  статический удар.

При нормальных условиях удар безвреден. Статический заряд может быть измерена в миллиджоулях (мДж). Как правило, нужно по крайней мере 1 мДж для появление удара, который вы можете чувствовать на себе, от 10 до 30 мДж, чтобы вы вздрогнули, и 1350 мДж, чтобы убить вас. Двигание мебели по ковру может генерировать от 10 до 25 мДж, всего 1 или 2 процентов смертельного толчка. Вы могли бы произвести больше в автомобиле, но даже если

учитывать максимальную емкость человеческого тела и низкую влажность зимой (высокая влажность способствует утечке заряда), вы, возможно,  могли бы получить заряд примерно в 300 мДж – шок, который вы нескоро забудете, но все же не являющийся смертельным. Но это не означает, что вам не о чем волноваться. Электрическая дуга является искрой. Искры используются в автомобильных двигателей, чтобы зажечь топливо. Топливо заливается в гоночные автомобили во время пит-стопов. Гоночные автомобили создают статический заряд при прохождении круга на треке.

Например, бензиновые грузовики, которые имеют заземление сзади, которое предотвращает статическое электричество. Заземление сзади больше не делают, не потому что не существует риска, а потому, что исследования показали, что заземление  не достигло гнезда, и в любом случае реальная статическая опасность была от выплескивания содержимого танкера. Теперь электрическое заземление во время откачки воды и т.п. используется для предотвращения неприятных ситуаций. Кроме того,  ленты заземления предотвращают статическое искрение, когда автомобили прибывают на пит-стопы.

Давайте вспомним видео,  в котором бригадир был отброшен на свою «пятую точку». Как видите эти ленты не всегда срабатывают. Возможно и нет, и эти кадры не могут являться доказательством. Машиной, которая была показана в видео, был автомобиль «Формулы-1», который оснащен кинетической системой рекуперации энергии. Часть энергии, полученная из аккумулятора или конденсатора обычно теряется при торможении, а затем используется в выхлопе до 60 киловатт для питания электродвигателя, когда водитель хочет создать крутящий момент. В то же время неясно, что пошло не так, но, очевидно, что сохраненный заряд вышел на несчастного бригадира, а не в двигатель.

Возможно, вы скажете, что вам неинтересны автомобили «Формулы-1», и вы живете в реальной жизни легкости и комфорта. Не стоит быть такими уверенными. Исследование 1977 года, проведенное группой, по-видимому, не очень требовательных  исследователей, обнаружило, что  «старый добрый статический шок» может привести к травмам или смерти у собак, имеющих кардиостимуляторы. Еще одна опасность возникает в результате реакции вздрагивания в во время шока, что может привести к потере контроля, падению или подвергнуть вас другой опасности.

Возвращаясь к транспортным средствам, давайте рассмотрим вертолеты. Статический разряд может быть проблемой для любого самолета из-за трения с пылью и водой во время полета, и несколько пожаров и взрывов стали следствием возникновения статического разряда во время заправки. Но вертолеты могут быть особенно опасны из-за величины лопастей. Заряды в 60000 вольт были измерены в вертолете, парящем над красной глиняной пылью, и в 200 000 вольт —  над рыхлым снегом.

Просто посадка и выход из машины не будет генерировать такого рода напряжения, но одно из исследований показало, что однажды заряд превысил 10 000 вольт, а с испытуемым, одетым в одежду из нейлона достиг 21 000 вольт.  Общеизвестно, что сборщики дорожных налогов на платных дорогах и полицейские на мотоциклах  получают заряд в 5 000 вольт от водителей и их транспортных средств. Никто не знает наверняка, сколько пожаров началось на АЗС из-за статического электричества, но статистика отрасли предполагает, что они могут достигать сотен за десятилетие.

Неужели, чтобы избежать всего этого нам нужно отдалиться от цивилизации и жить в лесу? Но даже там мы не можем быть в безопасности. В любом случае, самый большой статический разряд, который большинство из нас когда-либо увидит, это электрический разряд, известный как как молния.  Типичный ее удар обеспечивает 500 МДж, что в  370 миллионов раз превышает смертельный уровень, о чем свидетельствуют около 100 ежегодных случаев смертей от ударов молнии в США.  Возможно, но не безусловно, ни один из них не коснется вас.

Читайте также:

комментария 4

  1. Владимир:

    Статическое электричество, безусловно, есть, но чтобы получить смертельную дозу, надо хорошенько постарается. На канале «Дискавери» была передачи «Разрушители легенд», так они пробовали получить разряд большой мощности. У них это не получилось.

  2. Наталья М:

    Наверное, природа электричества еще не достаточно изучена, иначе наблюдалась бы четкая связь воздействия электричества и следствия. Все результаты экспериментов были бы одинаковы. А мы наблюдаем такие феномены, когда даже от 2 ударов молнии подряд человек встает с асфальта и продолжает путь.

  3. Елена:

    Статическое электричество ужасно неприятная вещь. Если зимой при отрицательной температуре низкая влажность, то просто страшно за поручень в автобусе взяться или за дверную ручку в магазине. Это не просто неприятно, а реально больно.

  4. Тутси:

    Статическое электричество не убивает, но ощущения комфортными не назовёшь. Когда по дому хожу в шерстяной одежде и случайно касаюсь батареи, обязательно стукнет. И непонятно, почему, ведь радиатор заземлён.