Пузырь доткомов, или Экономический крах нового поколения

Пузырь доткомов – экономический феномен, представляющий собой экономический пузырь (продажу ценных бумаг по значительно завышенным ценам) Кульминация пузыря доткомов пришлась на 2001 год, после чего соответствующие индексы пошли на спад. Стоит отметить, что основная причина данного феномена – резкий скачок цен на акции американских интернет-компаний. Отсюда и название «дотком» – .com или dot com – как окончание названия сайта. Начало периода пузыря доткомов – 1995 год – характеризуется появлением большого числа компаний, чья деятельность осуществлялась только в сети интернет.

Несмотря на то, что многие специалисты предсказывали появление новой модели экономики на основе интернет-компаний, их бизнес-модель оказалась провальной, что стало причиной разорения многих подобных организаций и падения цен на соответствующую технику.

В настоящее время большинство специалистов считают основной ошибкой идеи доткомов то, что они, по сути, могут являться только инструментами для ведения бизнеса, но никак не самостоятельными видами бизнеса, способными приносить доход. Происходит подмена понятий, которая в совокупности с создаваемым нечистыми на руку предпринимателями ажиотажем приводит к искусственному завышению цен.

Для лучшего понимания этого процесса стоит привести несколько примеров того, как интернет-сервис становился действительно выгодным предприятием:

• Amazon, реализовавший уже имевшуюся идею «магазина на диване» через интернет;

• EBay, позволивший проведение аукционных продаж товаров любой стоимости, сводя расходы на проведение таких аукционов буквально к нулю;

• биржевая интернет-торговля, выведшая торговлю ценными бумагами на новый уровень.

Последствия

Разумеется, одно из важнейших следствий доткомовского пузыря – падение уровня доверия к активам компаний, имеющих хоть даже косвенное отношение к интернету. Это объясняется тем, что переоцененная технология не оправдала себя, что на фоне возможных спекуляций показало интернет-технологии не в лучшем свете. Сопутствующим следствием оказалось банкротство тысяч фирм разного уровня, в основном стартапов. Практически целый сегмент рынка прекратил свое существование, оказавшись надуманным и бесполезным.

Другие компании, по большей части крупные, оказались в заведомо проигрышном положении на рынке, поскольку их планы на будущее строились на технологии нового поколения – доткомах – которая так и не была осуществлена. Одновременно с этим, наиболее «удачливые» фирмы сумели за счет снижения конкуренции подняться высоко в соответствующем ценовом сегменте. Сюда можно отнести такие фирмы, как Amazon или Google, ставшие буквально лидерами в своей отрасли.

Помимо этого, крах сказался и на других сферах, связанных с интернет-технологиями только косвенно, такими, как реклама. За счет уменьшения спроса на услуги, уменьшился и их доход.

На сегодняшний день существует множество различных взглядов на историю пузыря доткомов, зачастую противоречивых. Однако они все сходятся в одном: этот экономический крах не только предостерег мировое сообщество от подобных необдуманных экономических «революций», но также привел к новой ступени контроля торговли ценными бумагами. Повторится ли подобная ситуация – неизвестно, но ясно, что реакция инвесторов не будет столь же необдуманной и импульсивной.

Что ещё почитать:

Биржевой крах 1929 года

Читайте также:

1 комментарий

  1. Сергей:

    Интернет-компании могут быть и являются самостоятельными видами бизнеса. Но главной проблемой современного Интернет-бизнеса является несовершенство законодательства. Отсутствие всякой цензуры приводит к появлению в сети пустых, ненужных фирм-однодневок, которые и подрывают авторитет Интернет-компаний.